Русская История Вики
Advertisement
Навигация по главным категориям в проекте

Хорс Родович

Хорс.jpg
Образ Хорса

Значение
  • Бог яркого солнца
  • Бог системного хауса
  • Солнечный диск
  • Меняет время года и суток
  • Покровитель земледельцев
Мифология
Символика

Хорс

Силы

Управляет сменой времени года и суток, повелевает ярким солнцем и ходом солнечного диска

Великий Хорс

Хорс Родович — восточнославянский бог дневного солнца и системного порядка. Хорс считался богом именно жёлтого и яркого солнца. Также он считался создателем вселенского порядка — отвечал за смену времён года и дня с ночью.

Солнечное настроение и имя бога отражены во многих славянских словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь.

Образ Хорса

Хорс отвечает за движение и развитие всего мира: движение звезд и планет, смену дня и ночи, времен года. Хорс привносит в этот мир порядок, но порядок настолько сложный, что чаще всего он воспринимается как хаос.

Образ Хорса в первую очередь ассоциируется с небесными светилами: солнцем, луной, звездами. Внешне Хорс выглядит как молодой мужчина, с золотыми кудрявыми волосами, одетый в черно-золотые одежды. Вооружен бог мечом и щитом, а передвигается верхом на золотом коне.

Культ солнца

Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это прямое дело других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.

Славяне считали, что в основном власть Хорса распространяется лишь на Правь (небесный мир), и в дела других миров он практически не вмешивается, но иногда божество посещает Явь (земной мир). Впрочем, не напрямую деятельность Хорса, влияет на все миры, так как небесные объекты влияют и на Явь, и на Навь (загробный мир).

Как бог системного хаоса, Хорс способен изменять мир вокруг себя. Но в отличие от магии своих братьев, изменения эти проявляются не сразу, однако держатся они гораздо дольше и не зависят от присутствия бога поблизости. Помимо этого Хорса способен менять свой облик: он умеет оборачиваться черным конем с золотой гривой или белым волком огромных размеров.

Упоминания

Образ Хорса

Автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

«Всеслав князь-людям судья, князь-градостроитель, а сам ночью волком скачет; из Киева доскакал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перескакав».

Поклонение Хорсу

Идол Хорса стоял вместе с другими главными славянскими божествами в Киевской пантеоне князя Владимира.

Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

  • «Идет полем мужик-пахарь,
  • Над ним идет Добрый Знахарь,
  • А что мужик в поле робит,
  • То и Знахарь в Небе дробит!»

Это означало, что все происходящее на нашей земле — в мире Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем.

Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано:

«Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила».

То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.

Хорсово капище

Храм Хорса

Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу — массовый хоровод, после которого ему приносят жертву — специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» — круглый ритуальный пирог — курник.

День Хорса — воскресение, как и у Даждьбога, металл — червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним — 21 по 25 июня (Купала), осенним — 21 — 23 сентября (Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса — хороводы.

ПОР
Славянские божества
Simbol roda.svg Старейшие богиРод ПервобогМать - Сыра ЗемляЛадаЛеляБелобогЧернобогКрышеньДыйДивия
Simbol svaroga.svg Первый пантеонСварогВелесСемарглХорс
Main 500.svg Второй пантеонПерунДаждьбогСтрибогСварожич
Odolen trava.svg Новое поколениеМокошьДеванаМараЯщер ВодяникЛадоВолхДенницаАвсеньПозвиздПогодаЩурУсладЖеляКарнаКвасурКарачунЖиваВий
2759742066 57d26d0948.svg Боги западных славянРод ПервобогСварогСвентовитБелобогЧернобогСвятоборРадегастЖиваРарогТриглавСветлушаСытивратКродоПорватаЛетницаПровеПоренучПоревитВийПрияСветлоношаЦецяЯровитРуевитПрипегала
Simbol vayga.svg Боги южных славянРод ПервобогСварогБаднякБожичГерманВилаДабогДодолаДоляНедоляЗлата Майя
Simvol Koljadnik.svg Ритуальные символы-персонажиЯрилоКупалаКолядаМасленицаКостромаКострубонька
Advertisement